Чем определяется потребность в управлении. Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента. Работники, занятые управлением

Управление – это древний вид человеческой деятельности. Необходимость в управлении возникла с того момента, как люди начали осуществлять коллективную деятельность, стали объединять свои силы для ведения производства.

На протяжении все жизни человек занимается разнообразными по содержанию и формам видам деятельности. На основе различий в содержании можно выделить следующие виды деятельности:

  • государственная;
  • хозяйственная;
  • производственная;
  • социальная;
  • научная;
  • культурная;
  • педагогическая и др.

Управленческой деятельности принадлежит особое место среди этого разнообразия. Как самостоятельный вид управленческая деятельность исторически сложилась под влиянием складывающихся социально-экономических условий (способ производства, развитие технологий производства, а также содержание и характер труда), в процессе разделения труда. Известны слова К. Маркса из его труда «Капитал»:

Цитата

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается... в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Распределенная между подразделениями и отдельными исполнителями работа на предприятии, нуждается в том, чтобы кто-то координировал действия сотрудников для достижения общей цели деятельности. Таким образом, возникает потребность в отделении управленческой деятельности от исполнительной. Управление предприятием начинается с момента определения конечной цели, осуществляется при организации, проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и функционировании предприятий. Целью управления является конечный желаемый результат деятельности. После определения цели она начинает «подчинять себе людей», стремящихся ее достичь, тем самым, оказывая влияние на выбор методов и средств. Однако цель управления обязательно должна быть достижимой, представлять собой конкретную форму выражения, быть для всех понятной и стабильной, т. е. она не должна меняться в процессе продвижения к ней.

Представления об управлении

Менеджмент, управление, можно рассматривать в трех ипостасях:

  1. научная дисциплина, имеющая теоретические основы (теории, принципы, методы) и впитывающая отдельные положения других наук;
  2. практика, представляющая собой совокупность видов и процедур управленческой деятельности, выполнение которых осуществляется в определённой последовательности и известных задолго до появления теоретических основ;
  3. искусство, проявляющееся в степени мастерства руководства в области управления.

Определение

Сам термин «менеджмент» английского происхождения, в переводе на русский язык интерпретируется как управлять, руководить. В научной литературе и практической деятельности понятие «менеджмент» зачастую отождествляется с понятием «управление». Однако это обстоятельство можно поставить под сомнение, т. к. научное толкование этих терминов не полностью совпадает. Приведем некоторые определения понятия «менеджмент ».

  • В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть, искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
  • «Толковый словарь русского языка» трактует «менеджмент» как искусство управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами.
  • В «Современном экономическом словаре» менеджмент понимается как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления.

Термин «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы (организации, предприятия и др.), где обязательными элементами выступают человек и его целенаправленная деятельность. Таким образом, здесь происходит управление взаимоотношениями людей в рамках их совместной трудовой деятельности.

С точки зрения эволюции управленческой деятельности, то менеджмент возник на заре становления капитализма, а управление является, по сути, древним видом человеческой деятельности. Человечество всегда испытывало потребность в данном виде деятельности.

Менеджмент как управление хозяйственной деятельностью может существовать только в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление же в свою очередь может быть реализовано и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, общественной деятельностью, идеологией, религиозной деятельностью).

Еще одно отличие лежит в области кадрового состава управленческой деятельности. Менеджмент представляет собой деятельность профессиональных управляющих – менеджеров, а управлением может заниматься не только профессионал, но и любой специалист, каждый человек.

Производительность управленческого труда

Потребность в управлении определяется также в рамках вопроса о производительности деятельности человека. Однако мы хотим рассмотреть не функциональный труд, а именно управленческую деятельность. Повышение эффективности управленческого труда влечет за собой повышение эффективности всей организации в целом, всей человеческой деятельности. Таким образом, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции, а именно – принятие решений и контроль за их исполнением – было поручено одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. В этой связи, можно сказать о том, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. Следовательно, при таких условиях достигается максимально эффективное использование трудовых ресурсов – субъекта и органа управления. Результат деятельности обоих звеньев:

  • в рамках государства - создание национального дохода;
  • в рамках отдельного предприятия – конкретной продукции, работ или услуг.

Вывод

Таким образом, мы можем видеть, что деятельность человека издавна нуждается в управлении, в необходимости четкого определения целей, постановки задач и отслеживания всего процесса достижения этой цели. При наличии человека, взявшего на себя функции управленца, мы, тем самым, помогаем сами себе достичь лучших результатов. Однако существует еще такая особенность, как внутренний контроль, внутреннее управление. Человек, способный следовать своему внутреннему контролю, обладает огромной силой воли и духа. Здесь речь также идет об управлении, однако это уже не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация, двигающая человека в сторону достижения поставленных целей и выполнения задач.

Каждому необходимо умение управлять. Успешно управлять - значит уметь справляться с заданиями и выполнять их достаточно хорошо для того, чтобы получить желаемый результат. Это означает, что результат достигается благодаря тщательно обдуманным действиям, а не случайным образом. файоль управление совещание

Управление включает в себя множество разнообразных действий, таких как планирование, распределение ресурсов, решение проблем, принятие решений, управление операциями и контроль.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародился феномен управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами. Оно необходимо возникает вместе с появлением потребности в кооперации, т. е. в простом соединении различных социальных элементов. Возникновение и существование управления обусловлено, таким образом, общественным устройством жизнедеятельности людей и его иерархическим характером.

В специальной литературе обычно указывается множество определений управления - факт, свидетельствующий о концептуальной фрагментарности и эклектичности управления как научной дисциплины. Управление определяется как наука (область человеческого познания), искусство (практика выполнения работы), функция (вид деятельности), процесс (деятельность по выполнению функций управления). В повседневной практике управление чаще всего идентифицируется с особой группой лиц, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями людей для достижения поставленных целей, а также с его аппаратом, который является составной частью любой организации. Гвишиани Д.М. Организация и управление.М.,1972.с.36

Принимая во внимание столь неоднозначную трактовку управления, неудивительно, что в устах представителей различных дисциплин управление получает разное толкование. Так, с точки зрения экономистов, управление является одним из факторов производства наряду с землей, трудом и капиталом, который к тому же со временем замещает как труд, так и капитал. Специалист в области администрирования склонен считать, что управление представляет собой, прежде всего, систему власти в организации, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными. По мнению же социологов управление является одним из элементов социальной структуры и системы социальных статусов.

В теории управления сущность управления обычно раскрывается, с одной стороны, через понятия «деятельность» и «процесс», с другой - с помощью категории «воздействие». В первом случае управление сводится к действиям и процессу по подготовке и исполнению управленческих решений и по проведению организационно-управленческих мероприятий. Во втором - к воздействию, которое указывает на реальное влияние управления на сознание, поведение и деятельность людей. Управление проявляется в виде влияния некоего субъекта на объект, в ходе которого происходит его преобразование, переход из одного состояния в другое, изменение направленности его движения или развития. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. с.15

На мой взгляд, обе трактовки представляют собой отражение механистического взгляда на процессы, связывающие управляющих и управляемых. Наиболее существенным недостатком его является восприятие управления в целом как одностороннего процесса целевого влияния руководителя на подчиненного, хотя и с признанием наличия обратной связи, но только в виде индикатора эффективности управленческих воздействий и канала информации о состоянии объекта управления и внешней среды.

В объективной реальности управление представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления. В процессе функционирования управление проходит различные этапы: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Сущность управления невозможно раскрыть без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связи следует различать следующие три сферы объективной действительности и соответственно им: управление в неживой природе; управление в биологических системах (организмах); управление в человеческом обществе (социальное управление).

Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, ее многообразные аспекты.

Процессы управления, присущие человеческому обществу, весьма разнообразны. Условно можно выделить: политическое управление, управление государством и управление экономикой или составляющими ее частями. В условиях рыночной экономики главным объектом управления является предприятие. Традиционно проблемы управления исследуются на крупных предприятиях, поэтому, когда говорят о "бизнес-менеджменте", прежде всего речь идет об управлении крупными корпорациями. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М. : ТК Велби, Издательство «Проспект», 2007.с. 58

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (см. Приложение 1).

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.

Хотя управление образует особую, специфическую область человеческой деятельности, оно не существует само по себе как совершенно самостоятельный процесс, а включено в более широкую систему, определяющую видовые особенности управления. Видовые особенности формы управления определяются тем, каков предмет управления. Это не значит, что не существует общих принципов, закономерностей управления, относящихся ко всем его разновидностям. Эту группу закономерностей, как известно, рассматривает кибернетика, которая, исходя из общего, имеющего универсальное значение понятия управления, формулирует принципы, применимые в любой качественно своеобразной системе.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимость управления деятельности человека очень высока, так как управление не только обеспечивает поддержание системы в заданном состоянии, но и переводит её в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Итак, управление представляет собой сложное субъектно-объектное соотношение. Управленческая деятельность становится все более научно- обоснованной благодаря развитию теории управления, но в то же время она остается также областью творчества, искусства. А эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладеть искусством творческого применения в конкретных ситуациях научных принципов управления.

Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»

1. Потребность и необходимость управления.
2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
4. Школы менеджмента.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 1. Потребность и необходимость, управления в деятельности человека.

Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»

Рассматриваемые вопросы:

1. Потребность и необходимость управления.

2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

4. Школы и менеджмента.

1. Потребность и необходимость управления. Управление в основном трактуется как функция любых организационных систем (биологической, социальной или технической) имеет весьма многообразный характер и существует в самых различных видах. Так, применительно к человеческой деятельности речь чаще всего может идти об управлении государственном социально-экономической жизнью общества через разнообразные институты власти; об управлении идеологическом, суть которого во внедрении в создание членов общества концепций его развития, формируемых разными политическими силами и управление социальными процессами.

Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для достижения каких-либо целей.

В связи с этим, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение как минимум трех условий:

Наличие органов управления;

Наличие объекта управления;

Наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

То есть объект управления часть своих полномочий делегирует органу управления. Из этого следует, что человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

Сложности управляемой системы;

Компетенции органа управления;

Возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

1. Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обстоит значительно сложнее. Водитель и пассажиры могут быть неспособны, чисто физически, выполнить какую- либо операцию. Или, обладая физической возможностью, не имеют знаний и навыков ремонта. Или, располагая возможностью, знаниями и навыком, не имеют желания. Наконец, при наличии всех этих условий, просто отсутствует необходимый инструмент.… Тогда не обойтись без помощи других людей. И оказывается, совсем не обязательно обладать физической возможностью для ремонта, иметь знания, опыт и инструменты, а можно поручить кому-то другому его выполнить.

Следует отметить, что человек, решивший возложить реализацию своих целей на другого человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» - такое простейшее определение управления, данное американскими специалистами.

Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, - писал К. Маркс, - осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Таблица 1.

Различия в характере труда работников общественного производства

Показатели

Работники, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ

Работники, занятые управлением

1. Предмет труда

Сырьё и материалы

Информация, связи, отношения

2. Объект труда

Средства труда

Коллектив работников

Непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями

На работников через исполнительные механизмы

4. Результаты труда

Продукция и услуги

Управленческие решения

5. Отношение к процессам управления

Не составляют профессиональной обязанности

Профессиональная обязанность


Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.

Эффективность общественного или совместного труда людей об еспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Управление средствами труда, или, по выражению Ф. Энгельса, «управление вещами», - это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом человек выступает как субъект управления, а средства труда - как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат. Этот вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».

Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников. Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.

Для управленческих работников процесс управления - непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.

Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.

Объект управления - обобщающий термин кибернетики и теории автоматического управления, обозначающий устройство или динамический процесс, управление поведением которого является целью создания системы автоматического управления. Ключевым моментом теории является создание математической модели, описывающей поведение объекта управления в зависимости от его состояния, управляющих воздействий и возможных возмущений (помех). Формальная математическая близость математических моделей, относящихся к объектам различной физической природы, позволяет развивать математическую теорию управления вне её связи с конкретными реализациями, а также классифицировать системы управления по формальным математическим признакам (например, линейные и нелинейные). В теории автоматического управления считается, что управляющее воздействие на объект управления оказывает устройство управления. В реальных системах устройство управления интегрировано с объектом управления, поэтому для результативной теории важно точно определить границу между этими звеньями одной цепи. Например, при проектировании системы управления самолётом, считается, что устройство управления определяет угол отклонения рулей, а математическая модель самолета как объекта управления, должна, с учётом этих углов, определять координаты центра масс и угловое положение самолёта. Уравнения аэродинамики, весьма сложные в общем виде, в ряде случаев могут быть упрощены путем линеаризации, позволяя создать линеаризированную модель системы управления.

3. Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Т е м а 1: Сущность и основные понятия менеджмента

Цель - сформировать понимание сущности менеджмента как способа управления, его необходимости и основополагающих принципов.

Основные вопросы темы:

1. Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

2. Закономерности и принципы управления

3. Функции управления

4. Методы управления

Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью. С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека: государственная, хозяйственная, производственная, социальная, научная, культурная, педагогическая и другие.

Среди этого разнообразия особое место занимает управленческая деятельность. Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, тогда и появилась необходимость в управлении.

Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается…в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками…Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере», - писал К. Маркс (Капитал, Т.1)

Поскольку работа на предприятии распределена между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной.

Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления - это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает «подчинять себе людей», которые стремятся ее достичь, и оказывает влияние на выбор методов и средств. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения:

как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;

как практику, поскольку представляет собой совокупность процедур и видов управленческой деятельности, выполняемых в определённой последовательности и известных задолго до теоретических изысканий;

как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.

Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить. В литературе и на практике понятие «менеджмент» часто отождествляется с понятием «управление»:

Менеджмент = Управление.

На наш взгляд такое равенство приближённое, поскольку научное понимание этих терминов совпадает не полностью.

Приведем некоторые определения понятия «менеджмент».

· В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

· В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

· В «Современный экономический словарь» менеджмент определяется как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления.

· В других источниках менеджмент определяется как:

Хозяйственное управление организацией в условиях рынка;

Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора;

Система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер;

Профессиональный состав управляющих - менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия;

Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган и др.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники, то есть понятие «управление» распространяется на все виды систем (технических, эргономических, социальных и пр.).

Понятие «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность.Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).

С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же - древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).

Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).

Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих - менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.

Менеджмент - это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления. Менеджмент - это наиболее эффективный способ управления социально-экономическими системами.

Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.

Система менеджмента – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей (рис. 1).


Р и с. 1.Основные элементы системы менеджмента

Таким образом, менеджмент стал самой большой ценностью на рубеже ХХ-ХХI вв. для всего мира и для России в частности. Именно эффективная наука об управлении для России ХХI в. является наиболее актуальной, так как знание передового менеджмента позволяет обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех форм собственности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие производственной структуры предприятия и основные факторы, ее определяющие, критерии выбора. Классификация основных цехов по стадиям изготовления готового продукта. Производственная структура предприятия нефтегазодобывающей промышленности.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2010

    Общая характеристика, цель, предмет и направления деятельности организации Агентство путешествий ТОО "Астана Азия Тур". Анализ структуры управления, корпоративная культура предприятия. Процесс организации участия туристической фирмы в работе выставки.

    отчет по практике , добавлен 12.06.2014

    Сущность и элементы организационной структуры. Производственная структура организации на примере МКП "Тулгорэлектротранс". Типы организационных структур. Достоинства линейной структуры управления. Области применения функциональной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2016

    Основные факторы, определяющие формирование производственной структуры предприятия и ее изменений. Характер построения подразделений и их количество. Техническое обслуживание и ремонт оборудования на предприятии. Оценка уровня организации производства.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Факторы, определяющие принципы управления. Характеристика основных направлений кадровой политики организации. Структура имущества ТОО "СКГП Интерфуд". Процедуры оценки системы управления персоналом. Основные проблемы, выявленные в результате ее анализа.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Системы управления как объект исследования. Характеристики, определяющие его направленность и результаты. Анализ объекта и предмета исследования. Научная и практическая роль в деятельности человека. Место и значение систем управления в организациях.

    лекция , добавлен 17.01.2011

    Характеристика понятия деятельности человека, ее цели, мотивы и основные виды. Особенности управленческой деятельности, ее функции и структура. Разделение на руководителей и подчиненных. Критерии оценки эффективности управления, установки на перспективу.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие всеобщего управления качеством, его цели, элементы и признаки. Проблема внедрения концепции "Всеобщего управления качеством" в деятельность организации. Свойства продукции, определяющие ее основные функции. Оценка качества готовой продукции.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2013